Четверг
2024-05-02
3:11 PM
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ №157
 "Детский сад комбинированного вида"
г. Кемерово
8 (3842) 57-40-73
Главная Регистрация Вход
Консультационный центр »
Меню сайта


Информируем


Мини-чат

Наш опрос
Оставьте своё мнение! Были ли полезны для Вас советы консультационного центра?
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР


            


Советы логопеда

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

Одна из хорошо известных логопедам ошибок связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет им звук [с]: «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его понимании.

Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…» Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.

Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола.

Следующий тип ошибки связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».

Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего 3 – 4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, синий) и людей (добрый, злой, сильный, слабый).

В двухлетнем возрасте ребенок способен отличить качество от количества или действия. Однако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета, например, размер с размером, цвет с цветом. Ребенок путает эти понятия.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Желаю удачи!


«Чем занять ребенка дома?»

Много  времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а ребенок крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может найти много предметов, способных занять ребенка больше, чем на пару минут.

«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с ребенком такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. 

«Волшебные макароны».Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки можно  смастерить браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Помогаю маме».Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Конструктор».Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора

«Умелые ножницы». Дайте ребенку в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки.

Все эти игры развивают мелкую  моторику  рук, что благотворно влияет на речь ребенка.

«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?


«Что такое детское словотворчество?»

«…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»

Антуан де Сент-Экзюпери

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.

К.И.Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества.

«У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка,… что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны…» К.И.Чуковский


Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.

Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.

Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.

Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко»,затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.


«Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»

Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.

Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций:

  • средство общения
  • передача накопленного человеческого опыта
  • регулятор поведения  и деятельности людей.

Развитие речи ребенка тесно связано  с его общим психическим развитием. Обычно потому как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

Речь ребенка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Очень часто дети дошкольного возраста  испытывают трудности в овладении  родной речью, хотя в целом их психическое развитие  идет нормально.

Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте  имеет огромное  значение  в последующей жизни ребенка.


Почему же важно вовремя научить  ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

  • от четкой  и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь  - источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
  • своевременное устранение недостатков произношения и развитие фонематического слуха поможет предотвратить  трудности в овладении навыками чтения и письма,  которые могут возникнуть из-за дефектов  в речи. Дизграфия и дизлексия. Родители должны знать, что успешное овладение грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат  ребенку полноценное  усвоение школьной программы (2ое полугодие 70 слов в минуту).
  • трудности в произношении часто влияют  на самооценку ребенка  и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие  дети постепенно начинают осознавать  свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется неполноценности, неуверенность в себе.
  • недостаток звукопроизношения могут явиться причиной высших психических процессов как  слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т.к. речь  тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –познание, регуляция, общение.

Бытует глубоко неправильное  мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается  самостоятельно, без  специального  воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильное произношение.

В действительности  же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет  за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепились в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Преодоление недостатков  произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Логопед ведет индивидуальную и  подгрупповую работу с детьми по нескольким направлениям:

  • выработка правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха –это поможет ребенку отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка.
  • развитие органов артикуляционного аппарата, выработка правильной.
  • постановка и автоматизация  звуков в речи;
  • работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение грамоте и подготовка руки к письму.
  • Посещение детьми логопедической группы способствует устранению речевых недостатков.

«Речевое развитие трехлетних детей»

У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. По времени произношения первых слов и по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.

Возраст от рождения до трех лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. От того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша.

Словарный запас трехлетнего ребенка в 3 – 4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. Теперь ваш малыш, вероятно, знает названия многих окружающих его предметов. Он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и др. Продолжайте знакомить малыша с частями тела. Существует множество веселых способов изучения этой темы. Можно придумать забавные песенки о руках, ногах и т.д. Пусть ребенок показывает части тела на себе, на вас и на кукле

Учите ребенка узнавать на рисунках животных и предметы. Попробуйте использовать для этого не только свои рисунки или детские книжки, но и вырезанные из журналов картинки, на которых изображены животные и разные предметы. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов тем самым увеличить словарный запас.

Используйте детские стихи, потешки и песенки, начало которых можно произносить или петь громче, чем конец. Так вы попробуете привлечь его слуховое внимание, придадите уверенность в самом себе – ведь у такого малыша спросили его мнение.

Вы наверняка заметите, как улучшается усвоение ребенком понятий «число» и «пространство». Ваш малыш уже, наверняка, использовал в самостоятельной речи слово «еще» для того, чтобы получить лишнюю конфету или дополнительный стакан сока, продолжить ту или иную игру с вами. Так же осознается понятие «один». Теперь ребенок задумается, когда его попросят взять только одну конфету или показать одну игрушку.

Читайте выразительно, используя модуляции голоса и интонации: так вы сможете передать ребенку свои чувства и тон сказки. Обязательно пользуйтесь при этом жестами, чтобы поддержать интерес ребенка к прочитанному.

Играя с малышом, используйте несколько звучащих игрушек: дудочку, бубен, колокольчик, погремушку и т.д. Предложите ему послушать и запомнить звучание игрушек. Затем пусть ваш малыш только на слух попробует определить, что звучит.

Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». А вы, мама и папа, подберите для игры этих ролей все необходимое: можно сшить малышу «врачебный»  халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного Айболита.

Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.


"Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного звука. 

Индивидуальная работа с учителем- логопедом.

Дыхание - энергетическая основа звучащей речи.

"Знакомство с гласными и согласными звуками"

Учитель- логопед Сальникова Елена Владимировна

Результаты участия в мероприятиях, мастер- классах, семинарах, конференциях, конкурсах

 


Вход на сайт



Наши группы


Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Управление образования в соцсетях:

  



Информация для вас




Полезные ссылки








Сделать бесплатный сайт с uCoz