«В детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса!»
Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад- это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может быть заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре МАЛЫШ в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.
Чем спровоцирован стресс у ребенка?
Ни сколько отрывом от родных, близких ему людей, сколько от несовершенства адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.
Утром просыпаемся, в садик собираемся!
-Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома.
- Запомните, или запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю.
-Адаптация детей может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца.
-Стресс у малыша может выплескиваться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой «потери» приобретенных навыков. Воспитатель: М.А.Фисюк
Что может помочь малышу справиться с боязнью новой обстановки и с разлукой с родными?
-Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с друзьями. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику».
-Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую семейную фотографию.
-Если ваш ребенок «впал в детство» (так называемый псевдо «регресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.
-Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите: «,Мой сыночек (доченька) теперь я вижу, какой ты у меня большой …» или «Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно бы плакала, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т.д. Это тот случай, когда полезно заговорить ребенка. А главное, это придает ребенку уверенность, ведь сильный человек даже если речь идет о малыше, справится с трудностями.
-Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения. В семье в этот период необходимо создавать спокойный и бесконфликтный климат для вашего ребенка. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада.
-Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, почаще обнимайте и целуйте его. Главное помните, что это тот же самый любимый, самый дорогой ваш малыш! Воспитатель: Г.С. Волхонская
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
« Ум ребёнка- на кончиках его пальцев».
В.И. Сухомлинский.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Наша работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-Способствует снятию детских страхов;
-Развивает уверенность в своих силах;
-Развивает пространственное мышление;
-Учит детей свободно выражать свой замысел;
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-Учит детей работать с разнообразным материалом;
-Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
-Развивает мелкую моторику рук;
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников пришли к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Как можно рисовать пальчиками?
Несколько техник пальчикового рисования:
-Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы, бананы и т. п. Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)
Рисование пальчиками.
- Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
-Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
И пусть по психологической теории ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира, но этот мир для него становится все больше и шире, и мы помогаем ему не бояться делать следующий шаг.
А кроме всего, в любом возрасте рисование – это истинное удовольствие, и это ни с чем не сравнимо! Большинство из нас никогда не рисует, и этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше! Воспитатель: Г.С. Волхонская
Для молодых родителей!
Одна из актуальных проблем в современной дошкольной логопедии – невнимательное отношение родителей к речи своих детей.
Практически все родители следят за физическим развитием своего ребёнка, с гордостью делятся успехами: «У меня уже пополз!», «А мой уже встаёт!», «Бегает – не остановишь!» Если ребёнок что – то не умеет делать или делает не так, переживают, обращаются к врачам, читают специальную литературу.
Подобного не скажешь о речевом развитии. Обычно успокаиваются следующими фразами: «Не говорит – не чего страшного, заговорит позже» Каждый ребёнок индивидуален, в том числе и в речевом развитии. Но существуют, так же как и в физическом становлении, определённые сроки появления речи (гуление, лепет, слова, фраза). Если у ребёнка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком»: либо внимательно наблюдать за дальнейшим развитием и решать, какие шаги предпринимать, либо же сразу обращаться за консультацией к специалистам.
Задуматься о неправильном речевом развитии нужно не тогда, когда к двум годам ребёнок не говорит, а когда запаздывает развитие гуления и лепета. Также должны насторожить поздние сроки проявления параметров физического развития (умение держать голову, сидеть, стоять, ходить). Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его исправить.
Важным этапом в развитии ребёнка является ползание. Пропускать этот этап нежелательно. При ползании активизируются межполушарные связи. Когда ребёнок ползёт, у него синхронно работают конечности – левая рука и правая нога и наоборот.
Больше разговаривайте с ребёнком. Ему необходимо ежеминутное общение, с ним нужно заниматься. Заниматься – не значит, сесть за стол и выполнять действия в строгой последовательности. Заниматься – значит, проводить совместные игры, читать книги, беседовать во время прогулки.
Говорите неторопливо, плавно, правильно и отчётливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребёнком. Не сюсюкайте! Иначе вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного. В результате у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль, а также может закрепляться искажённое произношение.
Побуждайте ребёнка «оречевлять» все свои действия, больше говорить. Не удивляйтесь если во время игры ребёнок сам с собой разговаривает. Просите ребёнка пересказывать, рассказывать всё, что он видит (мультфильмы, кино). Отрицательно сказываются на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты. Старайтесь, чтобы все конфликтные ситуации происходили без его присутствия.
Не перегружайте ребёнка информацией. Не стоит читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры.
Развивайте мелкую моторику. Пазлы, кубики, разрезные картинки. Мозаика, лепка из пластилина, рисование, нанизывание бусин на нитку – всё это развивает мелкую моторику малыша. Центр в головном мозге, отвечающий за развитие двигательной функции, находится рядом с центром, отвечающим за речь. Раздражая центр, отвечающий за мелкую моторику, вы раздражаете центр, отвечающий за речь.
Обращайте внимание на вредные привычки – закусывание губ, щёк, прокладывание языка между зубами, сосание пальца.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучать что-то новое.
Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. А главное, помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребёнку необходимые условия для успешного развития. Воспитатель: О.И. Гладышева
|